8 липня / июля в Городском саду проходили праздничные мероприятия, посвящённые Дню семьи, с участием Колохода. Подробней здесь.

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 122
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Русь, Курган
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 20:32. Заголовок: ИЗ ПОВЕСТИ О РЫБЕ. МАХАБХАРАТА


ИЗ ПОВЕСТИ О РЫБЕ. МАХАБХАРАТА.

Внемли мне, о бык среди бхаратов! Я расскажу тебе о том, что ожидает мир, когда наступят черные дни. Во время Крита (юги) дхарма — как бык о четырех ногах, она властвует над людьми безраздельно, без хитростей и обмана. (Настает) Трета(юга), и тогда (дхарма) сохраняет лишь три (четверти) своей силы, четвертая же часть повергнута беззаконием. А во время Двапара (юги) дхарма уже наполовину вытеснена беззаконием. Затем несправедливость на три (четверти) воцаряется в мире, а на долю людской добродетели приходится лишь четвертая часть. Знай, о Пандава, с каждою югой уменьшается продолжительность жизни людей, (слабеют) их мужество, ум, сила, духовная мощь. Цари, брахманы, вайшьи и шудры, о Юдхиштхира, постепенно станут соблюдать лишь видимость дхармы. Люди станут торговать дхармой, точно мясом. Те, кого в мире считают учеными, забудут об истине, а утрата ее сократит их век. Из-за краткости жизни они будут не в силах постичь науку, жадность овладеет невеждами, лишенными знания. Люди алчные, злобные и глупые под влиянием низких страстей погрязнут в смертельной вражде. Смешаются между собой брахманы, кшатрии, вайшьи и (все) они уподобятся шудрам, пренебрегая истиной и покаянием. Низкие станут средними, а средние — низкими (76). Таков будет мир с наступлением конца юг. (…) Мужи обретут в своих женах врагов на исходе юг. Люди будут питаться мясом рыб, доить коз и овец, а коровы падут на исходе юг. Грабя и убивая друг друга, люди забудут молитвы, превратятся в воров и убийц и утратят веру в богов на исходе юг. Они будут мотыгами (вскапывать) берега рек и сеять зерно только там, но и тут урожаи будут ничтожными на исходе юг. Даже те, что всегда были тверды в обете, что (почитали) богов и (приносили) поминальные жертвы, и то, охваченные алчностью, будут убивать друг друга. Отец пойдет против сына, а сын против отца. (…) Сыновья бестрепетно будут убивать отцов, а отцы — сыновей, причем будут хвалиться (такими деяниями), не встречая (нигде) осуждения. Горестный мир, забывший о жертвоприношениях, обрядах и празднествах, целиком заполонят млеччхи. Станет правилом для людей отбирать достояние у бедняков, даже у многосемейных и вдов. Утратив силу и мужество, смирившись с грешным существованием, надменные мужи, ослепленные жадностью, будут милостивы даже к нечестивцам, радуясь обещанию дара. Станут низки, о Каунтея, помыслы царей-невежд, слывущих мудрецами, будут они стремиться уничтожить друг друга в постоянных междоусобицах, а кшатрии станут тернием людским на исходе юг: не защитники, а стяжатели, надменные, упоенные почестями, будут они находить удовольствие лишь в наказании. Станут они постоянно преследовать праведников и без всякого сострадания к их слезам, о бхарата, будут захватывать их жен и имущество. Девушек не будут ни сватать, ни выдавать замуж: они сами будут искать себе мужей в конце юг. Лишившись ясности разума, ненасытные цари всеми способами будут присваивать чужое имущество, когда настанет конец юг. Весь мир, о бхарата, заполонят млеччхи, и (левая) рука будет красть из (правой), когда придет конец юг. Люди, слывущие в мире учеными, утратят истину, у стариков будет разум ребенка, а у детей — стариковский ум. Будут слыть героями робкие, а храбрецы будут жалки, как трусы, и никто никому не решится верить, когда наступит конец юг. Весь мир, пораженный алчностью и ослеплением, будет есть единую пищу, (не различая запретного), восторжествует великая несправедливость, и не будет дхармы. Не останется ни брахманов, ни кшатриев, ни вайшьев, о владыка людей, будет в мире одна только варна, когда настанет конец юг. Отец не пощадит своего сына, а сын — отца, и жены не будут заботиться о своих мужьях. (…)Употребляя в пищу все что угодно, о владыка народов, мужи и жены станут нетерпимы друг к другу, когда наступит конец юг. Весь мир, о Юдхиштхира, заполонят млеччхи, и люди перестанут ублажать праотцев поминальными жертвами. Не будет учеников, не будет наставников, и мир погрузится во мрак, о владыка живущих! Предельный возраст в конце юг будет шестнадцать лет, а потом (люди) будут расставаться с жизнью. Девочки будут производить потомство на пятом-шестом году жизни, а мальчики уже в семь-восемь лет будут отцами. В конце юг, о царь-тигр среди царей, муж не сможет доставить наслаждение своей жене, а жена — своему мужу. (…) В последнее время люди, без исключения, станут жестокими, всепожирающими млеччхами, страшными в каждом своем деянии. Из жажды обогащения в конце юг каждый будет стараться обмануть другого при любой торговой сделке, о лучший из бхаратов! Обряды будут совершаться без достаточных знаний, когда наступит конец юг, и исполнять их станут как придется. По истечении юг все люди от природы будут жестоки в своих деяниях и подозрительны друг к другу. Без всякой нужды будут губить они деревья и целые рощи, и тогда придет конец всему живому и сущему в мире. Гонимые алчностью, (люди) будут рыскать по белу свету, выдавая себя за брахманов, поскольку брахманов полагается одаривать. Преследуемые шудрами, дваждырожденные, стеная, будут скитаться по земле, подавленные страхом, и (нигде) не смогут найти себе заступника. Когда люди, жестокие и безжалостные, станут губить живое и уничтожать сущее, (значит), настал конец юг. (…) Шудры будут толковать дхарму, а брахманы — слушать их с почтением и верой. Все смешается в этом мире: то, что было высоким, станет низким, люди покинут богов и станут поклоняться бренным останкам (80), а шудры на исходе юг перестанут служить дваждырожденным. Храмы богов (81), украшающие землю, исчезнут по истечении юг; в обителях великих святых мудрецов и в убежищах брахманов, в святилищах-чайтьях (82) и в местах, где укрываются (демоны)-змеи, будут храниться как реликвии останки бренной плоти (83), и это признак конца юг. (…) запылает тогда весь небосвод и движущиеся созвездия, нарушится ход светил и спутаются (направления) ветров, страшное зрелище будет являть частый дождь метеоров. Рядом с солнцем будут сверкать шесть других, и все они вместе с шумом и треском воспламенят небеса; Кабандха (85) будет скрывать солнце при восходе и при заходе. Тысячеокий не будет вовремя посылать дождь, и зерна перестанут прорастать, когда наступит конец юг. Женщины постоянно будут грубы, дерзки в речах и слезливы и откажутся исполнять волю своих мужей. Сыновья будут убивать родителей на исходе юг, а женщины с помощью сыновей станут губить своих супругов. Раху в конце юг будет поглощать солнце не только в положенный день, о великий царь, и повсюду запылает огонь. (…) В жестоких муках пройдет конец юг, а потом своим чередом возродится (весь) мир, начиная с дваждырожденных. Через определенное время судьба будет вновь неожиданно благосклонна к миру. Луна, Солнце, Тишья и Брихаспати сойдутся под одним
знаком зодиака, и тогда (снова) начнется Крита (юга) (86). Парджанья будет вовремя посылать дождь, (положение) звезд станет благоприятным, и планеты будут следовать точно по своим орбитам слева направо. Наступит покой, изобилие, благоденствие и процветание. Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала (87) и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов.


Боги смотрят туда, где война! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 88
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия, Курган
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.10 18:50. Заголовок: Жизненно.....


Жизненно...

О знаю, знаю я, кого повесить надо на сосне! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 105
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия, Курган
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.10 09:13. Заголовок: Взято здесь: http://..


Взято здесь:
http://www.boyaring.lodya.ru/Article22.htm

Найдите, как говорится, 10 отличий в описании "большого П". Я не нашёл


Громов Д.В. Фольклорные тексты о "ранешней" Библии // Живая старина. 2003. № 1. С. 42-44.
Сверка файла и печатного оригинала не производилась – возможны незначительные расхождения, вызванные редакторской правкой.

Громов Д.В.
Фольклорные тексты о «ранешней» Библии



В июле 1997 года, во время этнографической экспедиции на севере Костромской области, мне впервые довелось столкнуться с интересным феноменом. Наши собеседники довольно уверенно рассказывали о Конце Света, утверждая, что именно так «Конец Света описан в Библии». При этом информанты произносили цитаты, не совпадающие собственно с библейско-евангельскими текстами. Когда мы обратили внимание на такое несоответствие, нам охотно пояснили, что существует две различных Библии: одна из Библий – старинная, а другая - та, которая официально издается сейчас; при этом информанты уточнили, что современная Библия заметно отличается от «той», старой книги.

Заинтересовавшись данным фактом, мы включили вопрос о двух Библиях в наш опросник. В 1998-2001 годах мы задавали этот вопрос во время поездок в Курганскую, Кировскую, Костромскую (Поветлужье), Архангельскую (Каргополье) и Вологодскую (Заонежье) области. Наши собеседники во всех перечисленных регионах были осведомлены о наличии «старой» Библии и о присутствующем в этой Библии описании Конца Света. Кроме того, дали результат опросы, производимые непосредственно в Москве - удалось установить факт существования этого же феномена в Воронежской области, в Забайкалье, на Украине. Необходимо отметить, что подавляющее большинство наших информантов считали себя православными, но не имели отношения ни к старообрядчеству, ни к традиционным сектантским движениям.

Практически повсеместно информанты указывали на различие двух Библий: той, которая была раньше («нончей», «ранешней»[1]), и той, которая издается сейчас. Иногда довольно категорично оценивалась степень несовпадения текстов этих двух книг: «Того, что там было - в тех, что сейчас издают, почти совсем нет»[2]. Одна из рассказчиц даже сообщила о том, что «у «той» Библии три автора»[3].

Хотя информанты и заявляли о существовании старой и новой Библии, отличных друг от друга, но почти никто из них не смог указать конкретных текстуальных различий; указывалось только на различия в описании Конца Света (Светконца[4], Преставления Света[5], Переставления Света[6]).

Указывалось, что Концу Света будут предшествовать определенные знамения. Повсеместно говорилось о том, что вся земля будет обтянута проводами (проволокой, «железными тенётами»), по небу будут летать стальные птицы («будут летать большие птицы с железными носами»[7]), поверхность всей земли будет измерена («вершками измерена»[8]). Реже указывалось, что по земле будут ходить огненные (стальные) кони[9]. В качестве знамений рассматривались и следующие явления, связанные с научно-техническим прогрессом: «по небу будет народ летать»[10], «в Москве будут говорить и показывать, а мы будем слышать»[11], «в каждом доме будет своё солнце»[12].

Приближение Конца Света будет ознаменовано многочисленными несчастиями и бедствиями. Многие информанты говорили, что будут иметь место болезни, высокая смертность: «будут сильные боли, хвори, много будет смертельностей неожиданных»[13], «люди будут болеть язвами и томительно умирать»[14], «без войны будут гибнуть»[15], «всякие скорби по земле будут ходить неизлечимые»[16].

Концу Света будут предшествовать природные катаклизмы. «Леса будут сохнуть, люди мереть»[17]. «Люди будут страдать от голода»[18]. «Саранча будет есть людей»[19]. «Перед Концом света первой исчезнет пчела, так как цветы не будут иметь запаха. И вот последние два года цветы перестали пахнуть»[20]. «Войны, потопы, пожары и с неба чудеса – и тогда ожидай, что скоро всё скажется»[21]. «Люди побегут по земле»[22].

Перед концом света будет наблюдаться падение нравов. «Грибы не будут расти мостами, а люди не будут жить семьями»[23]. «Не будут знать родства никакого»[24]. «Кто не будет верить, тому Бог сократит время жизни»[25]. «Дети будут рождаться умнее родителей, и они будут антихристы»[26]. «В церковь будут ходить любопытники да еретики»[27]. «Женщины будут ходить в мужской одежде, пить вино, ругаться матом»[28]. «Конец Света настанет когда будет такая работа, что ее нельзя будет доделать. Люди не будут праздновать, будут только работать без воскресений. Разве что сойдутся две женщины поговорить, а подойдет к ним третья – она: «Ой, что мы здесь – работа-то стоит»[29].

Описывая предзнаменования Конца Света, информанты иногда оговаривают, что «никто не будет знать, когда это случится, потому, что Ной не знал, когда нужно строить ковчег».

Информанты указывали, что при Конце Света настанет всемирная война, которая приведет к запустению. «При последнем веке держава пойдет на державу, начальник на начальника, отец на сына, брат на брата, свекровка на сноху, сноха на свекровку»[30]. «Во время Страшного Суда будет кровь до узд коням»[31]. «Будет такая война, что погибнут все, а кто не погибнет – увидит след на земле и не будет знать, чей это след»[32]. «Человек увидит след на песке и удивится, что не он один такой»[33]. «Все умрут, все дорожки зарастут, а люди будут лежать как навоз»[34]. «Не будет воды, кто увидит – вода, а она золото, но золото никому не будет нужно»[35]. «Не будет воды, всё пересохнет. Будет валяться золото, но воды на него купить нельзя будет»[36] «И будут лежать драгоценные каменья, создавая иллюзию воды, люди побегут к ней, но окажутся камни, и никто не будет брать их»[37]. «Останется от тысячи один человек»[38]. «На одном бревне будут все люди сидеть»[39]. «Людей мало останется – туда <в землю> все провалится»[40].

Независимо от описания всемирной войны информантами давались описания глобальных природных катаклизмов. «Всё сгорит»[41]. «Солнышко изглядится, солнышка не будет»[42]. «Солнце затмеет, звезды свалятся»[43]. «Небо и земля смешаются вместе»[44].

Указывалось на разделение людей, которое произойдет при Конце Света - «праведники направо, грешники налево»[45].

Одна из информанток отметила, что после Конца Света настанет новое возрождение жизни: «Потом вся земля воспламенится. Люди будут нарождаться бестолковые, как и раньше. А потом всё будет нарождаться по-новому»[46].

Многие информанты подтверждали истинность своих сообщений тем, что «В Библии написано только до 2000 года».

Обычно информаторы, рассуждая о Конце Света, ограничивались общими утверждениями и приведением отдельных цитат. Однако, встречались и достаточно связные рассказы.

«У нас мама из богатого дома была - и как праздник какой, все нас посадит и все нам читает. Она нам рассказывала чё будет. Библию рассказывала всё… А мы небольшие были: на печь залезем, значит, вечером, как сумеричать сядем вокруг, так она всё рассказывала что будет. Железные птицы летать будут, железные кони ходить, землю всю окутают проволокой в последние года крёст-накрёст. И к нам вот, говорит, будут ходить палачи (вот уж <мы, дети,> палачей боялись) – будут ремни вырезать из спины, будут звезды выжигать на лбу, будут номера выжигать… Вот она говорила – в последнее время все передерутся меж собой, много будет беженцев: побежат – туда, сюда, с севера на запад, с запада на восток. Ну, до этого дожили. Но это еще, говорит, будет не конец. Еще должно быть что… Должно быть коммуна – хоть на три дни, а должна, говорит, быть коммуна. А потом – всемирная война… И Библия написана до 2000 года, а там уже… <в ней нет записей>. Но она говорила: это не конец. Вот когда будет конец: сойдет на землю Михаил Архангел, струбит в трубу, станут живые и мертвые – тогда будет конец. (…) Будет всемирная война – все не погибнут. Сохранятся люди в горах, в глубоких пещерах, будут выходить, будут бояться друг друга. А всё сгорит, будет везде пустыня. (…) Перед Концом Света Богу веровать не будут, дети отца-мать слушать не станут. (…) Последнее время на земле должен быть один царь. И последний царь на земле должен быть из Романовской породы»[47]

Помимо сообщений, включавших собственно цитаты из «нончей» Библии, нам довелось услышать серию рассказов о том, как люди читали «старую Библию», о том, как ее чтение преследовалось (иногда вплоть до тюремного заключения). Пример подобного рассказа: «У моего дедушки такая Библия была. Серьезный был такой старик. Много знал. К нему пришли – давай, говорят, нам Библию. А он прошел через всю горницу, и ка-ак кинет ее в печь – вот вам Библия»[48].

В Костромской области нам подробно рассказывали про мужчину (кстати, отца шести детей), который, начитавшись Библии, от безысходности покончил жизнь самоубийством — «читал всё, думал, а потом пошел в лес и повесился»[49]. Рассказчица из Архангельской области вспоминала: «Тятя читает и плачет – так страшно[50].

Особняком от других сообщений о «нончей» Библии стоит следующий текст, не содержащий упоминания о Конце Света.

«Старая Библия? Тетка Марфа тогда у нас читала ее. Давно еще – году наверно в двадцать третьем (1923 – Д.Г.), я еще маленька была.

… Евангиль, по которому попы-то служат (он называется Евангиль. Не Библия. Они не по Библии служат, а по Евангелию). Ну толстая книга. А там, на последней-то <странице>, вот так вот она конвертом заделана, толстая картонка. Заделана конвертом и написано: «Божий Завет». Никто там не читает его, этот «Божий Завет» в старой Библии - сейчас-то я не знаю Библия есть где какая.

Там написано – «Божий Завет». <Тетка Марфа> сказала, что говорят, будто кто его прочитает, этот «Божий Завет» - <тот> или с ума сойдет, или пальчики отрубит, или глаз выкопнет, или что-то еще с собой сделает – нельзя его читать. <Тетка подумала>: “Ай, да пусть у меня руки оторвутся, ведь мне уже 83 года - (вот она в этих годах была как я сейчас) – да я почитаю”. Взяла и раскрыла этот “Божий Завет” и читала. А мне тогда было не больше как девять лет.

Она почитала и говорит: “Кланюшка, - (моей-то маме, она ведь ей сноха), - Кланюшка, а и правда можно с ума сойти. Ты смотри чё здесь написано: что человек умрет – дак сорок лет-то душа с нами живет (мы говорим, что сорок дней летает душа-то, а она сорок лет с нами живет). Душа, которая благочестива, может жить шестьсот или восемьсот лет.

Через сорок лет душе Cтрашный Cуд. На Страшном Cуде Господь прощает грехи. <Затем душа отрабатывает свои грехи:> есть на два месяца человек отвечает за грехи, есть на четыре месяца, есть на шесть. Больше девяти месяцев уже не прощаются грехи – уж шибко, видно, много нагрешил.

Ну вот, теперича грехи простятся – и душа умершего входит в младенца. Вот и вечная жизнь... Эта душа опять живет. Она опять умирает, и она может девять раз в младенца входить.

Я тогда еще невеликая была, а помню – она маме-то рассказывала, а мама: «Ой, батюшки, а почем нам не сказывают?» Она говорит: «А вот скажи нам, что мертвые с нами живут – мы ведь будем бояться».

А каким-то млеком, «они перед нами млеком». Они видят, слышат, а мы их не видим – они перед нами, говорит <тетка Марфа>, млеком. А что за млеко? Как млеко понять?»

(Рассказчица явно не знала, что обозначает услышанная ей в детстве фраза «они перед нами как млеко», и я предположил, что, возможно, «млеко» – это призраки, видимые живыми людьми как легкий «туман». «А, наверно-наверно…» - закивала рассказчица и припомнила еще один факт из «той» Библии: «И вот это – всякие видения бывают – это всё ведь вправду бывает»)[51].

Сопоставление наших записей с фольклорными сборами других исследователей[52] позволяет судить о том, что данный феномен распространен повсеместно; во многих областях бытуют фольклорные «пересказы» описаний Конца Света «по Библии»; часто информанты склонны подчеркивать различие «старинного» и «современного» Писания.



В рамках данной статьи мы сознательно не касаемся вопроса происхождения каждого из приведенных выше высказываний. Отметим только, что многие из них являются видоизмененными цитатами из Библии и Евангелия; отмечается влияние апокрифических и святоотеческих текстов[53].

Укажем на важный, с нашей точки зрения, факт – никто из наших информантов не читал «нончую» Библию лично. Практически все они были осведомлены о существовании «другой» Библии и специфических описаний Конца Света из устных сообщений. Чаще всего в качестве источника информации упоминался человек, значительно старший по возрасту. Большинство рассказчиков относили воспоминания о «нончей» Библии к началу ХХ века (либо к своему детству, либо к периоду взрослой жизни своих родителей или родителей родителей), утверждают, что Библию «читали еще до колхозов»[54]. Нам доводилось слышать воспоминания о том, как информанты видели цитируемую книгу в детстве, но никогда – о том, как они лично ее читали[55]. Также надо добавить, что всего одна информантка сообщила о своем знакомстве с какими-либо апокрифическими эсхатологическими текстами.

Таким образом, здесь мы имеем дело с фольклорным образованием, основанным на Библии и христианской литературе. Что бы ни послужило источником тех или иных приведенных выше «цитат», все они дошли до нас по устной цепочке, состоящей не менее чем из двух людей.

Легко можно заметить, что цитаты, вспомненные сказочницей А.Ф. Худяковой, обладающей незаурядным даром устного рассказывания, несравненно более красочны, чем цитаты, сообщенные другими информантами. Резонно предположить, что А.Ф. Худякова, припоминая некогда услышанные ей «библейские» изречения, интуитивно произвела эстетический отсев или творчески обработала их.

Некоторые из приведенных выше «цитат» содержат идиомы – выражения, встречающиеся в фольклоре в ином контексте. Например, к числу таковых относится записанная в Тотемском районе Вологодской области «цитата» о том, что после Конца Света «на одном бревне будут все люди сидеть» - впоследствии мы слышали ту же фразу в четырехстах километрах западнее (в Заонежье), она была включена в текст, не имеющий отношения к Концу Света.



При сопоставлении сообщений наших информантов с письменными эсхатологическими текстами XIX-XX веков выявляется любопытная деталь: информанты уделяют внимание несколько иным темам, нежели авторы текстов.

Так, например, мы ни разу не встретили в устных рассказах популярного книжного мотива «семи церквей», ни разу не слышали упоминаний о многочисленных лжепророках, которые, якобы, должны объявиться перед Концом Света. Всего один раз нам удалось отметить упоминание эсхатологического сюжета, широко распространенного в духовной литературе XIX-XX веков – нанесения «знака дьявола»: «Будут предлагать начертать на лбу и руке 666. Кто согласится сделать этот знак – тому будут давать все блага (в частности, пенсию)»[56]. Примечательно, что при этом рассказчица припомнила и источник информации – прослушанную незадолго до нашей беседы церковную проповедь.

Напротив, деревенские жители с большой охотой рассказывали о «научно-технических» знамениях Конца Света; в то же время, авторам духовных эсхатологических текстов эта деталь не кажется значимой.

Причина данного «несовпадения вкусов» кажется нам очевидной – это различие в социально-культурного положения носителей информации. Устные сообщения были записаны, в основном, от «простых» людей, деревенских жителей; авторами эсхатологических текстов же являлись представители интеллигенции - религиозные деятели и духовные писатели; неудивительно, что у каждой из двух групп информантов существовали свои, особенные представления о значимости тех или иных фактов.



Рассказчики охотно вставляют в «цитаты» из «нончей» Библии реалии современной жизни. Это хорошо заметно на примере рассказов о неком народе, с нашествием которого связан Конец Света (в Библии - народы Гог и Магог, князь Рош, князь Мешек).

Так, в конце 1970-х годов, когда обострились отношения между СССР и Китаем, проводившим имперскую политику, возникли слухи о том, что «в Библии написано - в конце концов миром будет править желтая раса, с которой будет большая война». По воспоминаниям моего детства, подобные слухи были весьма распространены, причем рассказчики всегда ссылались на Библию (малодоступную по тем временам). Примечательно, что в 1997-2001 годах ни один из опрошенных информантов не припомнил рассказов об эсхатологическом «народе с желтым цветом кожи».

Другой пример – возникновение в 1995 году повсеместных слухов о том, что «в Библии написано – перед Концом Света на царстве будет царь Мишка Меченый (Михаил Меченый)». Поводом для этого послужило наличие большой родинки на голове пришедшего тогда к власти генерального секретаря. В 1997-2001 годах информанты еще помнили эти легенды, но уже отказывались приписывать их Библии. Легенды потеряли свою актуальность, и ни один информант не припомнил их самостоятельно, не дожидаясь дополнительных вопросов с нашей стороны.

Надо отметить, что тенденция приписывать эсхатологические черты народам-противоборцам прослеживается на Руси с конца XI века (нашествие половцев) или даже ранее.



Несомненно, что в советские времена одной из причин бытования фольклорных легенд о Конце Света была недоступность собственно текста Библии. Можно также найти очевидные причины распространенности устных версий до 1917 года - это повальная неграмотность и существование трудных для восприятия книг на церковнославянском языке. Но примечательно, что и в постсоветские годы фольклорные «библейские» тексты о Конце Света не исчезли; они существуют, несмотря на то, что чуть ли не у каждого верующего есть Библия, написанная современным, легко доступным языком, каждый желающий может удостовериться в том, что фольклорные легенды имеют мало общего с текстом Писания.

Один из наших собеседников, деревенский книгочей и человек верующий, был искренне удивлен и даже обижен, услышав от нас, что ряд процитированных изречений о Конце Света в Библии отсутствует. Он около часа листал Библию в надежде найти опровержение нашей точки зрения – приведенные цитаты были у него «на слуху» и прочно ассоциировались именно с почитаемым им «официальным» библейско-евангельским текстом.






Список информантов:
Блинова Галина Филипповна. Род. в 1928 г. Кировская обл., Тужинский р-н, п/о Пештенур. Зап. Х.1998.
Ветрова Апполинария Ивановна. Род. в 1930 г. Вологодская обл., Тотемский р-н, п.о. Успенье, д. Поповская. Зап. VIII.1997.
Дудина Серафима Алексеевна. Род. в 1929 г. Костромская обл., Солигаличский р-н, д. Великово. Зап. VIII.1997.
Ерехинская Апполинария Константиновна. Род. в 1925 г. Вологодская обл., Тотемский р-н, п.о. Успенье, д. Село. Зап. VIII.1997.
Клемешов А. Род. в 1977. Москва. Пересказал семейные предания, восходившие к прадеду, Малинину С.М., жившему в начале ХХ века в Тамбовской губ.
Овчинникова Нина Михайловна. Род. в 1940 г. Курганская обл., Шумихинский р-н, с. Благовещенье. Зап. IX.1999.
Ошаев Ананий Павлович. Род. в 1920 г. Кировская обл., Тужинский р-н, с. Михайловское. Зап. Х.1998.
Парфенова Мария Александровна. Род. в 1930 г. Архангельская обл., Каргопольский р-н, п.о. Петровское, д. Полуборье. Зап. V.2000.
Пивоварова Зоя Алексеевна. Род. в 1926 г. Кировская обл., Тужинский р-н, с. Михайловское. Зап. Х.1998.
Порохина Валентина Григорьевна. Род. в 1930 г. Курганская обл., Шумихинский р-н, д. Утичье. Зап. VII.1998.
Пунина Ольга Михеевна. Род. в 1924 г. Костромская обл., Октябрьский р-н, Соловецкий с-с, д. Лодыгинцы. Зап. VIII.1999.
Рыжакова Мария Ивановна (1918-1988). Московская обл., г. Люберцы. Род. в с. Кирсановка Грибановского р-на Воронежской обл. Сообщ. ок. 1978 г.
Соловьева Надежда Александровна. Род. в 1919 г. Костромская обл., пос. Боговарово. Зап. VII.1999.
Угренинова Любовь Степановна. Род. в 1927 г. Тюменская обл., пос. Упорово. Зап. VIII.2000.
Худякова Анна Федоровна. Род. в 1915 г. Курганская обл., Шумихинский р-н, с. Стариково. Зап. VII.1998, IX.1999.
Червякова Пелагея Ивановна (1924-1999). Костромская обл., Октябрьский р-н, п/о Боговарово, д. Хомяковщина. Зап. VIII.1999.
Черепанова Татьяна Васильевна. Род. в 1922 г. Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Халуй. Зап. V.2000.
Чеснокова Зоя Павловна. Род. в 1925 г. Кировская обл., Тужинский р-н, д. Евсино. Зап. Х.1998.
Янава Николаевна (фамилия неизвестна). Род. ок. 1930 г. Костромская обл., Солигаличский р-н., д. Васильево. Зап. VIII.1997.

[1] Худякова.
[2] Черепанова.
[3] Блинова.
[4] Рыжакова.
[5] Соловьева.
[6] Соловьева.
[7] Клемешов.
[8] Червякова.
[9] Парфенова, Чеснокова.
[10] Ошаев.
[11] Чеснокова.
[12] Червякова.
[13] Худякова.
[14] Червякова.
[15] Дудина.
[16] Чеснокова. Со ссылкой на рукописный текст «Сон Иоанна Кронштадского».
[17] Порохина.
[18] Часто (напр., Червякова)
[19] Червякова.
[20] Овчинникова.
[21] Худякова.
[22] Часто.
[23] Худякова.
[24] Угренинова.
[25] Ошаев.
[26] Худякова.
[27] Худякова.
[28] Парфенова.
[29] Овчинникова. Также она приводила эсхатологическое по сути, но не соотносимое с Библией суждение своей бабушки: «Мы жили белую жизнь, ваша мать – желтую, а вам черная достанется. Мы пожили, поцарствовали».
[30] Худякова. В менее развернутом виде – повсеместно.
[31] Чеснокова. Со ссылкой на рукописный текст «Сон Иоанна Кронштадского». Якобы цитата из Иоанна Богослова.
[32] Дудина.
[33] Янава. Многие информанты при дополнительных вопросах вспоминали про «след на песке», но утверждали, что слышали это выражение безотносительно Библии.
[34] Червякова.
[35] Угренинова.
[36] Порохина.
[37] Клемешов.
[38] Худякова.
[39] Ерехинская.
[40] Ерехинская.
[41] Янава.
[42] Ерехинская. Часто (напр., Чеснокова)
[43] Худякова.
[44] Пунина.
[45] Червякова.
[46] Порохина.
[47] Пивоварова.
[48] Ветрова.
[49] Янава и др.
[50] Черепанова.
[51] Худякова. Мы затрудняемся определить источник данного сообщения, однако предполагаем, что в его основе лежит текст, принадлежащий какой-либо традиционной секте; ряд сект придерживались воззрений о переселении душ и многократности человеческого рождения.
[52] См. напр.: Ванякина А. (МГУ) Народные легенды о Страшном суде: к вопросу о взаимодействии книжной и устной традиции. Доклад на Третьей конференции «Языки традиционной культуры» (РГГУ. 19.05.2001)
[53] Рекомендуем подборку текстов на сайте www.voskres.ru.
[54] Дудина.
[55] Единственное исключение – информант из Забайкалья, которому в 1970-х годах старик-старообрядец («семейский») показал одну из цитат, не выпуская из рук Библию (или другую старинную книгу).
Вернуться на главную страницу


О знаю, знаю я, кого повесить надо на сосне! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 19
Зарегистрирован: 03.03.10
Откуда: Курган
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.10 21:09. Заголовок: по просьбе Мирослава..


по просьбе Мирослава


Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.

Будет он грызть
трупы людей,
кровью зальет
жилище богов;
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ль вам этого?

(…

Запел над асами
Гуллинкамби,
он будит героев
Отца Дружин;
другой под землей
первому вторит
петух черно-красный
у Хель чертога.

(…

Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет.

Игру завели
Мимира дети,
конец возвещен
рогом Гьяллархорн;
Хеймдалль трубит,
поднял он рог,
с черепом Мимира
Один беседует.

Трепещет Иггдрасиль,
ясень высокий,
гудит древний ствол,
турс вырывается.
В ужасе все
на дорогах в Хель,
прежде чем Сурта
родич заглотит.

(…)

Хрюм едет с востока,
щитом заслонясь;
Ёрмунганд гневно
поворотился;
змей бьет о волны,
клекочет орел,
павших терзает;
Нагльфар плывет.

С востока в ладье
Муспелля люди
плывут по волнам,
а Локи правит;
едут с Волком
сыны великанов,
в ладье с ними брат
Бюлейста едет.

Сурт едет с юга
с губящим ветви,
солнце блестит
на мечах богов;
рушатся горы,
мрут великанши;
в Хель идут люди,
расколото небо.

Настало для Хлин
новое горе,
Один вступил
с Волком в сраженье,
а Бели убийца
с Суртом схватился, —
радости Фригг
близится гибель.

(…

Сын тут приходит
Отца Побед,
Видар, для боя
со зверем трупным;
меч он вонзает,
мстя за отца, —
в сердце разит он
Хведрунга сына.

Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
со змеем идет
биться сын Одина,
в гневе разит
Мидгарда страж,
все люди должны
с жизнью расстаться, —
на девять шагов
отступает сын Фьёргюн,
змеем сраженный —
достоин он славы.

Солнце померкло,
земля тонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.

(…

Видит она:
вздымается снова
из моря земля,
зеленея, как прежде;
падают воды,
орел пролетает,
рыбу из волн
хочет он выловить.

Встречаются асы
на Идавёлль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событьях
и рунах древних
великого бога.

Снова найтись
должны на лугу
в высокой траве
тавлеи золотые,
что им для игры
служили когда-то.

Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ль вам этого?

Хёнир берет
прут жеребьевый,
братьев обоих
живут сыновья
в доме ветров —
довольно ль вам этого?

Чертог она видит
солнца чудесней,
на Гимле стоит он,
сияя золотом:
там будут жить
дружины верные,
вечное счастье
там суждено им.

Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.

Вот прилетает
черный дракон,
сверкающий змей
с Темных Вершин;
Нидхёгг несет,
над полем летя,
под крыльями трупы —
пора ей исчезнуть.



Слава огненному танцу!
Слава пламенному сердцу!
Слава Матушке Природе!
Слава Родине Свободе!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет